« Свободы сеятель …» - он к ней взывал, о ней мечтал, о ней одной лишь мыслил…» Статья о Пушкине. Можно использовать как лекционный материал по литературе в 9 классе при изучении творчества А.С.Пушкина.
Цели:1) Вызвать у учащихся интерес к тому, как менялись взгляды А.С.Пушкина на проблему политической и внутренней СВОБОДЫ на разных его жизненных этапах. 2) Сформировать представление о самовыражении авторского «Я» в отношении СВОБОДЫ в его творчестве. 3) Воспитывать интерес и уважение к свободолюбивым идеалам поэта. I.Вступление. Пушкинские идеалы свободы в юношеский период творчества. II. Основная часть. 1) Кто был «властителем дум» для А.С.Пушкина в 20-е годы. 2) Что явилось причиной пересмотра прежних идеалов в сознании поэта. III. Заключение. В чём видел поэт залог свободы в зрелый период творчества. Теперь, когда два с лишним века отделяют нас от того дня, когда родился гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин, мы можем определённо сказать, что имя его стало синонимом не только русской литературы, но и синонимом России. Его значение, по мере удаления во времени, не угасает, а возрастает.Передовые политические искания эпохи, в которой жил Пушкин, её идеалы, дворянская революционность, антифеодальные тенденции, связанные с именем Наполеона, освободительные движения – всё это накладывало отпечаток на миросозерцание и мирочувствование поэта и нашло выражение во «всемирной отзывчивости» пушкинского гения.Основной идеей времени, в котором жил Пушкин, была Вольность. Он сам был демонстрацией Свободы, её живым выражением и всегда находился в подозрении у «жестокого века», даже тогда, когда не создавал крамольных, «возмутительных стихов».Взгляды Пушкина на проблему политической и внутренней свободы менялись на протяжении всей его жизни и творчества, однако мотив вольности, свободолюбия всегда был основным в его произведениях.Как мыслящий человек, он на разных уровнях своего развития каждый раз по-новому определяет для себя содержание этого слова.Живой, отзывчивый и мальчишески озорной Пушкин осмеливался говорить величайшие дерзости самодержавию, вполне осознавая опасность подобной позиции. « Вольность и закон» - вот что входит в понятие свободы в его оде « Вольность»: это Свобода абсолютная, точнее идеальная.Сжатый, взволнованный стих взывал не просто к разуму, в нём звучал явный и пламенный язык мятежа, язык борьбы: Тираны мира! Трепещите!А вы, мужайтесь и внемлите,Восстаньте, падшие рабы! ( 1818г.)Поэт говорил о праве народов самим управлять своей судьбой.Восстание – другого пути юный Пушкин не видел в аракчеевской России. Более того, «злодейская порфира» получает и общий смысл; она относима к любому царю, королю, императору, нарушающему общечеловеческие законы: Увы! Куда ни брошу взор –Везде бичи, везде железы,Законов гибельный позор,Неволи немощные слезы… Друзья, такие как: Пущин, Чаадаев, младший Тургенев - в восхищении обнимали поэта и в то же время тревожились за него.Сколько открытости, молодого восторга несут в себе уже начальные строчки в стихотворении « Деревня»: Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (1819 г.)Оно написано после первого приезда Пушкина в Михайловское по окончании Лицея: …Я здесь, от суетных оков освобожденный,Учуся в истине блаженство находить,Свободною душой закон боготворить… Здесь создан не только идеальный физический мир, но и духовный.Это идеал свободного человека, норма человеческой жизни. С этой позиции и осуждается то, что изображено во второй части стихотворения: «барство дикое», « рабство тощее»- « мысль ужасная», омрачающая душу: …Почто в груди моей горит бесплодный жарИ не дан мне судьбой витийства грозный дар?Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённыйИ рабство, падшее по манию царя,И над отечеством свободы просвещеннойВзойдёт ли, наконец, прекрасная заря?- в этих строчках выразилась и вера Пушкина в будущее, в прекрасную «зарю», и чувство ответственности перед историей, перед Россией.1817-20 годы – период, наиболее вольнолюбивый, собственно гражданский и самый «политический» в развитии поэта.Прекрасные, благородные порывы пушкинской юности как нельзя лучше совпали с первыми порывами к свободе в молодом русском обществе. …Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы…- обращается поэт к своим современникам, близким ему по духу, в стихотворении « К Чаадаеву» в 1818г. Это говорит юность, но юность думающая, мечтающая о взрослом деле. Пушкин стал не просто первым певцом, но действительно первым «любовником» русской СВОБОДЫ, потому и доныне остаётся первой любовью России.…Но он стал и жертвой этой свободы, мучеником за веру в неё - отправлен в политическую ссылку. « Властителем дум» в молодости для Пушкина оказался Байрон – поэт, объявивший войну обществу, которое отнимало у человека свободу, создавший в своей поэзии образы мятежных героев-протестантов. Пушкина привлекала дерзость, отвага грандиозность Байрона. Когда поэт узнаёт о его гибели на чужбине, в рядах греческих повстанцев, его охватывают сомнение и тревога. Уж если конституционная Британия, кичащаяся свободами, не сумела сберечь своего гения, то могут ли в России смелые люди покончить с рабством народа, уничтожить страшную силу самодержавия?Пушкин пишет стихотворение, полное горечи и сомнений: Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до звезды;………………………………..Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь…- пишет он в 1823 году.Пушкин утрачивает веру в возможность обновления России. Этот период был переломным в нравственных, эстетических и философских представлениях поэта. В стихотворении 1824 года « Прощай, свободная стихия!» выразилось не только прощание с морем, но и прощание с прежними идеалами свободы, с «властителями дум» - Наполеоном и Байроном - желание найти свободу не от чего-то, а в чём-то (не вокруг себя, а внутри себя). К 30-ти годам у Пушкина появляется желание жизни одинаково далёкой от жестокости законов человеческого стада-государства и от эгоистически замкнутых в самовлюблённости индивидуалистов Их свобода - злая сила, она несёт людям несчастья, страдания и смерть.Революция, подготовленная декабристами, не привела к счастью и свету; одни её участники попали на эшафот, другие – в «каторжные норы».Однако готовность их пожертвовать собой во имя высокой цели духовно преображала человека, он оказывался способным преодолевать покорность судьбе, он обретал нравственную свободу в рабской стране. …Не пропадёт ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье…- пишет поэт в послании к друзьям-декабристам в 1827 г. Он неоднократно обращается к царю о «милости к падшим». « Любовь и тайная свобода//Внушали сердцу гимн простой»,- «быть эхом русского народа» - таков итог прочувствованной ответственности поэта перед историей, перед Россией, высказанный ещё в 1818 году. Это не отказ от свободы, а лишь пересмотр прежних взглядов.Ни история, ни современность не давали ответа на вопрос, каковы же пути завоевания СВОБОДЫ. «Я гимны прежние пою», - утверждает Пушкин в стихотворении «Арион» в 1827 году, а в 1833 году в отрывке «Осень» им поставлен вопрос: « Куда ж нам плыть?»Вера в Николая I оказалась иллюзией, она ввергла Пушкина в опасные и мучительные отношения с монархом. В последние годы жизни Пушкин всё чаще обращался к чистым радостям жизни, утверждал гордое одиночество поэта: « Ты царь, живи один…» (« Поэту» 1830г.) Утверждая своё одиночество, он защищался от посягательств на его мысли, ведь такое утверждение – почти вызов. Не эгоизм, а свобода от любого рабского чувства звучит в его строчках: Я не хочу печалить Вас ничем………………………………………Я Вас любил так искренне, так нежно,Как дай Вам бог любимой быть другим. Свобода в любви, уважение другого человека, его чувств, по - пушкински, есть залог личной свободы. Он умел целиком погружаться в интересы народа, отдаваться обыкновенной окружающей жизни, явлениям молодости, дружбы, любви. В его итоговом стихотворении «Памятник»1836 г. выражено то, что подтверждается всей его жизнью: …И буду долго тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал… Мы и сегодня преклоняемся перед этим Свободолюбивым Гением, так как личность самого поэта, его творчество являются примером служения высшим в мире ценностям: добру, красоте, правде.
|